На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Борьба за "контрольный пакет" продолжается

"Юрист" № 3 – 27.01.06

Сегодня Госдумой РФ и Правительством РФ, а также МЭРТ завершается подготовка Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2010 года. Ее принятие предполагается уже в феврале 2006 года. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2010 года определит главные направления развития корпоративного законодательства на ближайшие годы и послужит основой для подготовки системы взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов. Основными задачами совершенствования данной отрасли законодательства будут являться обеспечение защиты прав собственности, повышение конкурентоспособности российских организаций, развитие фондового рынка и совершенствование правовых основ корпоративного управления. Ситуацию прокомментировала один из разработчиков Концепции – Лиана Витальевна Пепеляева, депутат Госдумы РФ, член Комитета по собственности.

Что уже сделано

Приобретение контроля над крупным пакетом акций в России зачастую связано со значительными злоупотреблениями и серьезными нарушениями прав акционеров как со стороны лица, стремящегося получить такой контроль, так и со стороны органов управления акционерного общества. Вместе с тем получило широкое распространение злоупотребление миноритарными акционерами принадлежащими им правами в целях корпоративного шантажа. Это не способствует повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации для внутренних и внешних стратегических инвесторов. В связи с этим в декабре 2005 года был принят ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", который позволит получить акционерный контроль над компанией цивилизованным способом.

Закон в работе

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах", который предусматривает установление сокращенного трехмесячного срока обжалования акционерами решений совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Необходимость внесения законопроекта была вызвана тем, что распространение на отношения по оспариванию акционерами указанных решений общего трехгодичного срока исковой давности вносит неопределенность в деятельность акционерных обществ в связи с возможностью отмены взаимосвязанных решений совета директоров за длительный период, что чревато самыми негативными последствиями для общества, его акционеров и кредиторов.

Крупные сделки

В настоящее время является чрезвычайно актуальным совершенствование института крупных и заинтересованных сделок. Практика применения норм о крупных сделках и сделках с заинтересованностью выявила ряд серьезных недостатков правового регулирования.

Регулирование сделок с заинтересованностью должно быть направлено прежде всего на предотвращение конфликта интересов между акционерами и менеджментом или на сглаживание его последствий. Существующие правила о сделках с заинтересованностью недостаточно эффективно защищают права и интересы акционеров и самого общества, а также порождают неоправданные издержки для добросовестных участников оборота и являются источником для злоупотреблений.

В декабре 2005 года решена частная проблема в рамках данного направления работы: устранена коллизия между нормами гражданского законодательства в части порядка одобрения сделок, совершение которых обязательно для общества, и требований корпоративного законодательства. ГД РФ был принят ФЗ "О внесении изменения в статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которым не применяется особый порядок одобрения в случае заинтересованности для сделок, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральным законом и (или) иными правовыми актами Российской Федерации, расчеты по которым производятся по фиксированным ценам и тарифам, установленным уполномоченными в области государственного регулирования цен и тарифов органами.

Обсуждение других вопросов в рамках данного направления продолжается.

В последнее время участились случаи мошеннического захвата юридических лиц путем подделки протокола общего собрания участников юридического лица и представления в регистрирующие органы неуполномоченным лицом заявления о внесении в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения изменений, касающихся лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Этому способствует то обстоятельство, что согласно действующему законодательству для внесения в ЕГРЮЛ сведений о переизбрании (назначении) исполнительного органа юридического лица (как лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) достаточно представления подписанного заявителем заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. При этом регистрирующие органы вследствие отсутствия полномочий на проведение правовой экспертизы представляемых им документов не имеют возможности установить ни факт достоверности содержащихся в заявлении сведений об избрании (назначении) лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, ни факт наличия у лица, представившего указанное заявление, соответствующих полномочий.

Данная ситуация приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны недобросовестных лиц, в том числе участников корпоративных конфликтов. В связи с изложенным предлагается принять комплекс мер, направленных на совершенствование процедур избрания (назначения) единоличного исполнительного органа в хозяйственных обществах, а также процедур государственной регистрации юридических лиц.

Участие нотариуса

Прежде всего предлагается предусмотреть необходимость присутствия нотариуса при принятии решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, за исключением случаев, когда функции счетной комиссии при принятии такого решения общим собранием акционерного общества осуществляются регистраторами. Предлагается также, чтобы счетная комиссия создавалась в акционерных обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций общества 50 и менее, а в акционерных обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций более 50 функции счетной комиссии осуществлялись регистратором.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предлагается предусмотреть необходимость представления в регистрирующий орган не только заявления, но и документов, подтверждающих правомочность принятия соответствующего решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа юридического лица. При этом законопроектом предусматривается наделение регистрирующего органа полномочиями по проведению формальной правовой экспертизы представляемых документов. Кроме того, предлагается наделить регистрирующие органы правом отказа во внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, касающиеся лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, при наличии предусмотренных в законопроекте оснований, перечень которых является закрытым.

Кроме этого, активно осуществляется работа по совершенствованию законодательства об обществах с ограниченной ответственностью.

В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что по целому ряду вопросов завершается работа в части формирования их концепции, и я полагаю, что в ближайшее время будет возможность обсудить еще ряд актуальных законопроектов в сфере корпоративного законодательства.

Андрей ЗОЛОТОВ


Версия для печати

« Назад