На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

"Необходима господдержка агропромышленных структур холдингового типа"

"Континент Сибирь" - № 1 (473) - 13.01.06

Здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство с легкой руки президента РФ выбраны приоритетными национальными проектами. Национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" в рамках фракции "Единая Россия" в Государственной думе поручено курировать депутату Лиане Пепеляевой. О первых шагах для успешной реализации проекта в этой сфере депутат Госдумы рассказала "КС".

— Что касается сельского хозяйства, то в настоящее время оно переживает тяжелейший системный кризис. Наряду с разрушением целых направлений сельскохозяйственного производства (прежде всего животноводства), безработицей, массовой бедностью в 2005 году положение дел в сфере сельского хозяйства ухудшилось в связи с повышением цен на горючее, электроэнергию, сельскохозяйственную технику. Безусловно, данная ситуация может привести к резкому сокращению сельхозпроизводства.

В животноводстве сохраняются кризисные явления, ведущие к сокращению поголовья скота и нарастанию зависимости страны от импортного мяса. За период с 1991-го по 2004 год по сравнению с 1990 годом поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57 млн голов до 23 млн голов, свиней — с 38,3 млн до 13,4 млн голов. Реализация скота и птицы на убой (в живой массе) уменьшилась с 15,6 млн до 7,8 млн тонн, производство молока — с 55,7 млн до 32,2 млн тонн. Животноводство в целом остается нерентабельным, а наиболее убыточным является производство мяса крупного рогатого скота (-31,1%).

В соответствии с поручениями президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", которым в качестве основных приоритетных направлений в сфере агропромышленного производства определены ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.

С целью увеличения к 2008 году производства молока на 4,5%, мяса — на 7% намечено обеспечить создание условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов, повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов, дополнительное выделение из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам. Предполагается установление льготных условий поставок по лизингу машиностроительной продукции и приобретению племенного скота. Предусматриваются сохранение режима ограничения импорта мяса и стимулирование импорта технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

В рамках данного направления, на мой взгляд, являются необходимыми разработка и реализация концепции государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа, занимающихся производством сельскохозяйственного сырья, переработкой и торговлей на основе современных инновационных технологий.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 16 млн сельских домохозяйств, ориентированных на самообеспечение и производство сельхозпродукции в рыночных целях. Из них около 9,3 млн сельских хозяйств (58%) ведут устойчивое мелкотоварное хозяйство. При этом примерно половина из них (4,7 млн) производит основную часть товарной продукции. Кроме того, в России насчитывается свыше 260 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, которые производят около 6% всей валовой продукции сельского хозяйства.

Указанные результаты в производстве продукции, прежде всего в личных подсобных хозяйствах, достигнуты путем резкого наращивания объемов тяжелого, неквалифицированного ручного труда и ограниченного использования техники, кормов, удобрений, а также услуг коллективных хозяйств. В сельской местности проблемы доступности земли, кредитов, а также строительства, реконструкции и модернизации производства становятся все более актуальными.

Предлагаемые приоритетным национальным проектом меры позволят в значительной степени улучшить, а в ряде случаев создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения уровня хозяйства, повышения качества продукции, облегчения условий труда и повышения его производительности.

Проект способен решить существующие проблемы только в комплексе, во взаимодействии всех его составляющих, однако центральным является вопрос поддержки государством мелкого производителя, в первую очередь на основе облегчения доступа к заемным средствам, в том числе путем создания сети сельских кредитных кооперативов и субсидирования процентных ставок по кредитам.

Дополнительно создаваемая инфраструктура в виде снабженческо-сбытовых и перерабатывающих мощностей даст возможность обеспечить мелким товаропроизводителям гарантированный сбыт произведенной продукции, сохранить ее качественный и товарный вид, увеличить степень переработки продукции и доходы от ее реализации.

Предусмотрено также формирование инфраструктуры земельно-ипотечной системы, в том числе земельно-ипотечного агентства с поэтапным созданием филиальной сети по федеральным округам Российской Федерации.

Первым шагом для успешной реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", на мой взгляд, является совершенствование законодательства в данной сфере.

Необходимость принятия нормативного правового акта в аграрной сфере вызвана также тем, что сельское хозяйство исторически для России является важнейшей отраслью экономики, в которой занята значительная часть населения. Кроме того, потребность в разработке нового закона о развитии сельского хозяйства обусловлена необходимостью в определении основных направлений и условий государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, обеспечивающих стабильное функционирование данного сектора экономики.

Полагаю, что принятие закона позволит создать нормативную правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, сокращения неэффективных расходов бюджетов всех уровней, привлечения инвестиционных ресурсов в сельское хозяйство, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения эффективности сельхозпроизводства.


Версия для печати

« Назад