На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Библиотекарь-6. Специальный репортаж. Охотники за словом с Охотного ряда

"Литературная газета" - 25.05.05

Депутаты книжки пишут, дарят и порой даже читают.

Парламентаризм в России, один из самых молодых в мире, всегда шёл рука об руку с книгой. Уже в апреле 1906 года по инициативе депутатов Государственной Думы первого созыва была образована библиотека Госдумы, которая проработала до 1918 года, когда декретом Совнаркома были упразднены канцелярия Думы и все структуры, составлявшие её аппарат. Часть "думских" книг поступила в библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, другая - в библиотеку Таврического дворца в Санкт-Петербурге, ещё часть - в Москву для библиотеки ВЦИК. Однако полной ясности, где и какие первые "парламентские" книги сейчас находятся, до сих пор нет. Известно лишь, что в фондах хранилось около 20-30 тысяч книг и 700-800 названий комплектов газет и журналов.

Новые депутаты новой России продолжили традицию своих дореволюционных коллег и уже в 1991 году учредили Парламентскую библиотеку. Сегодняшний фонд литературы и документации составляет здесь свыше 600 тысяч единиц хранения, из них 20 тысяч экземпляров зарубежных изданий на английском, немецком и французском языках. В основном это издания по парламентаризму, государству и праву, истории, политике, философии, литература по законодательству и официальные документы. Есть что сравнить с дореволюционным периодом. Но вот в чём уж точно нынешние законодатели превзошли бывших думцев - в Парламентской библиотеке хранятся более четырёх тысяч книг, написанных самими депутатами. Действительно, сейчас практически не встретишь депутата, который бы не оставил по себе "нерукотворный памятник" в виде книги или хотя бы брошюрки.

Впрочем, депутаты любят не только книги писать, но и дарить библиотекам. Книжные дарения их отличаются географическим и вкусовым разнообразием. К примеру, ещё когда партия "Яблоко" была в Думе, депутаты-"яблочники" передали в дар научной библиотеке МГУ труды русских экономистов, изданные в 10-20-х годах ХХ века, например работы видных учёных М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева, Б.Д. Бруцкуса, Л.Н. Юровского. Причём издания эти были частью личных библиотек членов фракции "Яблоко".

Депутат-коммунист Ю. Никифоренко из своего личного фонда передал 50 книг библиотеке села Нежинка Оренбургского района: собрание сочинений Анатолия Ананьева, рассказы Распутина, историческую литературу. Всего же он подарил сельским школам Оренбуржья более двух тысяч своих книг.

Парламентарий от Новосибирской области Л. Пепеляева привезла в Сарапульскую библиотеку более 1200 детских книг. Депутат Госдумы П. Воронин подарил более 10 тысяч книг городским и сельским библиотекам. "Молодёжное Единство" проводит акцию "Хорошая книга - будущему Ломоносову" - передают книги школьным библиотекам. Короче, каждый образовывает своего избирателя по мере своих сил.

Что касается чтения, то, хотя в Парламентской библиотеке записаны более пяти тысяч читателей, посещают её всё больше депутатские помощники и сотрудники аппаратов обеих палат. Депутаты люди, как известно, занятые. Поэтому, наверное, и на книжную тему разговорить их сложновато. Коммунисты в вечных разъездах - им не до того. Чтобы спросить члена фракции "Единая Россия" о читательских предпочтениях, нужно написать такое количество запросов, утрясти столько согласований, что и к следующим перевыборам не успеешь. Самыми доступными и большими любителями книг, собирателями личных библиотек оказались двое: Владимир Вольфович Жириновский и Владимир Александрович Рыжков. Их литературные предпочтения столь же различны, как и личности этих двух депутатов.

В детстве Владимира Вольфовича книг было мало. Настолько мало, что можно даже назвать точное их количество, а именно - две: "Американская трагедия" Драйзера и "Королева Марго" Дюма. Жили Жириновские настолько бедно и тесно, что места в квартире не хватало не только для книг, но и для будущего лидера Либерально- демократической партии России. До такой степени, что маленькому Володе приходилось и спать-то то на полу, а то и за шкафом.

- Не до чтения было, - искренне признался мне Владимир Вольфович. Впрочем, название самой первой своей книги он запомнил: "Снегири". Но никакая книга в детстве в его душу не запала, никакая не повлияла ни на судьбу, ни на характер. Гораздо большее впечатление на него произвело радио, которое он в шестнадцатилетнем возрасте смастерил из испорченного телефона.

Самое неприятное впечатление осталось у него от Шолохова.

- Он же - апологет советской власти. Поэтому в этом ничего хорошего нет. Подняли целину - вырезали казаков, кулаков, а дальше что? А дальше остались те колхозы, которые сегодня разрушились.

На юрфаке был обязательный курс литературы. Поэтому в университете, по словам Жириновского, он прочитал огромное количество книг. Но ни одна из них тоже как- то не запала.

Зато сейчас у Владимира Вольфовича личная библиотека, по его подсчётам, в 10 тысяч книг, которая включает даже поэтическую библиотечку - примерно 50 сборников разных поэтов. Но на вопрос о любимом поэте главный российский либерал -демократ даже несколько раздражается:

- Нет у меня любимых. Не-ту! Ни в детстве, ни сейчас... Отдельные строчки из отдельных стихотворений. Что-то такое, так сказать, почитаешь, и всё. А такого любимого, чтобы западало в душу, - нет. Но в целом все книги собираю. Больше справочники, энциклопедии. Любимое - это политические мемуары известных деятелей. Книги он покупает сам. Старается, чтобы были не собрания сочинений, а однотомники. Детективы не любит, а покупает книги всё больше по живописи, философии, экономике, медицине. И тут-то оказывается, что всё-таки есть автор, которому Жириновский отдаёт предпочтение:

- Иван Александрович Ильин. Поскольку он религиозный философ и с такой направленностью патриотической.

Лидер ЛДПР даже подумывает поднять вопрос на собрании своей фракции о переносе его могилы в Россию.

- Русский философ лежит в чужой стране на чужом кладбище, и срок оплаты истёк, и могут могилу уничтожить, - волнуется он.

Когда-то Жириновский пользовался районной библиотекой, а сейчас - никакой. Душой не кривит:

- Я ж вам говорю - у меня собственная своя! Собственную библиотеку некогда читать! Дай бог, раз в неделю подойти, какую-нибудь книжку хоть в руках подержать.

Внуки у политика, оказывается, загружены не меньше деда. Я поинтересовался:

- А что вы читаете своим внукам?

- Некогда мне им читать. Дай бог, книжки им какие-нибудь передать. У них полно книг. Детские книжки - сказки, да что под руку попадётся, покупаю и иногда детские книги им даю. Но им тоже некогда читать. У них большая нагрузка - они в дошкольный класс ходят, нулевой, уроков там уже полно, два языка, сумасшедший дом...

У Владимира Рыжкова тоже большая личная библиотека - более тысячи книг. Сам он историк по образованию и, несмотря на всю депутатскую занятость, читает, по его признанию, очень много, особенно по истории. Только что прочёл Дэна Брауна "Код да Винчи" и биографию Сперанского, написанную бароном Нольде, которая лежала в рукописи почти 100 лет, и вот, наконец, её недавно издали.

Но чтобы понять сегодняшнюю Россию, считает Владимир Александрович, мало читать новинки.

- У меня есть пятитомник Лескова, - говорит он. - Я его постоянно перечитываю. Очень актуально.

Из поэтов нравится Блок. Хотя, как признаётся, стихов последнее время не читает. Хорошо относится к модернистам:

- Я считаю, это очень интересная литература. Молодые новые писатели, с новым стилем. Сорокина я, правда, пока не читал. Будет возможность - почитаю. То, что там кто-то что-то запрещает, - это же мракобесие! Суть искусства - это свобода!

Владимиру Рыжкову нравятся и книги Татьяны Толстой, и Людмилы Улицкой. Не согласен он с Жириновским и насчёт Шолохова, чьи романы и рассказы читает с удовольствием:

- Какой язык прекрасный!

Так что, сколько депутатов - столько и мнений.

Николай НИКОНОРОВ


Версия для печати

« Назад