На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Проводы муниципальной реформы

"Континент Сибирь" № 37—30  сентября — 7 октября 2005 г.

22-23 сентября комитет Госдумы РФ по местному самоуправлению провел в Новосибирской области выездной семинар-совещание по изучению передового опыта внедрения муниципальной реформы. Грустный комизм ситуации — в том, что днем раньше Госдума РФ приняла поправки, окончательно отложившие до 2009 года вступление в силу ключевого 131-ФЗ. И хотя председатель комитета Владимир Мокрый два дня убеждал, что перенос вступления в силу закона о местном самоуправлении на три года не означает свертывания муниципальной реформы, новосибирские власти, уже реализующие закон с 2005 года в качестве "пилотного" региона, сочли себя обманутыми.

Напомним, что на протяжении нескольких лет Кремль активно разрабатывал и продвигал идею необходимости муниципальной реформы. Была проведена большая законотворческая работа. Например, многие положения Бюджетного и Налогового кодексов увязаны с положениями 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Поэтому вступлению в силу 131-ФЗ в полном объеме с 1 января 2006 придавалось большое значение.

Тем неожиданнее стали шаги, направленные на "притормаживание" вступления в силу 131-ФЗ, начавшиеся весной этого года ("КС" № 23 от 24.06.05). Депутаты - "единороссы" внесли в Госдуму поправки о переносе муниципальной реформы. Среди официальных причин переноса называлась неготовность регионов к переходу на двухуровневую систему местного самоуправления. Однако столичные эксперты сразу заговорили о политических мотивах затягивания — якобы администрация президента дала "задний ход", чтобы избежать каких-либо социальных эксцессов при неудачном ходе реформ в канун президентских выборов 2008 года. А зампредседателя комитета Госдумы по местному самоуправлению, депутат Виктор Кузнецов высказывал "КС" мнение, что инициатива торможения реформы идет от ряда субъектов Федерации, в основном Московской области, из-за нежелания передавать на посе-ленческий уровень право распоряжаться землей.

8 июля Госдума РФ приняла в первом чтении поправку, откладывающую повсеместное начало муниципальной реформы до 1 января 2009 года. Тогда в интервью "КС" ("КС" № 24 от 01.07.05) Виктор Кузнецов высказал надежду, что отсрочка принята не окончательно: "Нам надо выиграть эту ситуацию политически. Ко второму чтению мы переработаем законопроект так, чтобы он не навредил реформе местного самоуправления".

Но 21 сентября Госдума приняла законопроект во втором и третьем чтениях. Вступление в силу закона 131-ФЗ в полном объеме на всей территории России отложено до 1 января 2009 года. "Регионы, где муни- ципальные образования созданы и работают, получили подтверждение права работать дальше. Остальные регионы в течение трехлетнего переходного периода должны постепенно наполнить полномочиями вновь образованные мунобразования. В этот период разграничение полномочий в решении вопросов местного значения будет регламентироваться законодательством субъектов Федерации", - прокомментировал ситуацию "КС" Кузнецов 23 сентября. Отметив, что де-юре муниципальная реформа будет продолжаться, депутат выразил опасение, что если руководители регионов будут и дальше игнорировать закон, это может привести к отказу от реформы. Механизма заставить губернаторов заниматься реформой нет.

Заранее запланированный семинар-совещание по местному самоуправлению в Новосибирске состоялся на другой день после принятия поправок. "Безусловно, когда Новосибирская область приглашала Владимира Мокрого, была иная ситуация. Предполагалось обсудить опыт реформирования местного самоуправления в Новосибирской области (позитивные и негативные моменты) с целью его востребованности остальными субъектами РФ. Однако законодательное регулирование изменилось", — пояснила "КС" депутат Госдумы Лиана Пепеляева.

Посетив в первый день несколько районов области и ознакомившись с опытом местного самоуправления в них, члены комитета по местному самоуправлению Госдумы пришли к выводу, что "надо пропагандировать опыт работы мэра Новосибирска и губернатора области". На другой день, выступая на совещании в обладминистрации, председатель комитета Владимир Мокрый пытался убедить собравшихся, что перенос вступления в силу закона о местном самоуправлении не означает свертывания муниципальной реформы. "Хочу еще раз повторить - речь не идет о переносе реформы или неисполнении тех или иных норм закона. В поправках говорится только о том, что в полном объеме закон вступит в силу с 1 января 2009 года", — заверил Владимир Мокрый. Он долго рассказывал о том, как идет муниципальная реформа в других регионах России, и объяснил, что отсрочка закона вызвана недостаточной готовностью некоторых субъектов Федерации.

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий сказал, что почувствовал "моральную тяжесть", узнав, что сроки вступления в силу 131-Ф3 отодвинуты на три года: "Получается, что зря работали". И выразил сожаление, что "политическое давление оказалось выше". "Откладывание сроков подрывает доверие у местных органов власти к федеральному центру. Возникают подозрения: может, у федерального центра изменилось отношение к реформе", - заявил Владимир Городецкий.

В перерыве заседания спикер Новосибирского облсовета Виктор Леонов поделился с журналистами: "У меня впечатление, что эти поправки созданы для нерадивых. Те, кто опоздал, теперь будут догонять". На что Владимир Мокрый тут же возразил: "Я не поддерживаю тезис, что отсрочка закона — для тех, кто не хочет ничего делать. Мы должны, видеть поэтапностъ. Новосибирская область более шести лет готовилась к переходу на двухуровневую систему власти, а во многих субъектах это революционные преобразования".

В кулуарах обладминистрации зампредседателя облсовета Анатолий Иваненко поделился с "КС" мнением, что необходимо принять на федеральном уровне нормативные акты, которые бы определили ответственность субъектов РФ за срыв муниципальной реформы: "Главная опасность в том, что к 2009 году ряд субъектов Федерации, торпедирующих закон о местном самоуправлении, может внести предложение вообще его отменить".

Жанна КОСТИНА


Версия для печати

« Назад